На прошедшем Международном Авиационно-Космическом Салоне в Жуковском был впервые в России и СНГ представлен инновационный автожир AutoGyro MTO Sport 2017. Попробуем разобраться, чем же примечательна новинка, ведь целых три современных модели двухместных гиропланов марки AutoGyro уже не первый год успешно собираются в Подмосковье из немецких узлов и комплектующих компанией «АвтоГироРуссланд»:
- Calidus — аппарат с закрытой кабиной и посадкой членов экипажа друг за другом;
- Cavalon — флагманская модель, тоже оснащенная закрытым монококом, но с посадкой в ряд (как водитель и передний пассажир в автомобиле);
- MTO Sport — автожир с открытой кабиной, наиболее доступная модель, чьей заменой в самом ближайшем будущем как раз и станет презентованный MTO Sport 2017.
Все усовершенствования условно можно разделить на три группы: новый дизайн, новый уровень комфорта, новые лётные возможности. Вообще, по заверениям немецких инженеров, инноваций набралось более сотни, некоторые — получили международные патенты. Обо всём в этой статье упомянуть не получится, но самые заметные доработки — отметим ниже.
О дизайне можно долго рассказывать, но, как говорится, лучше один раз увидеть, поэтому взгляните на фото и прислушайтесь к своим эмоциям. Облик нового MTO Sport спроектирован по мотивам модели Cavalon, которая в 2012-ом получила приз авторитетного жюри и по сей день парит в пространстве павильона в Эссене (Германия), став частью экспозиции Музея дизайна Red Dot. К слову, многие экспонаты проводят в музее лишь год, уступая потом место следующим победителям, но автожир от AutoGyro экспонируется уже целых пять лет и остаётся непревзойдённым. Компания в музее у него достойная: например, сейчас под автожиром красуется огненно-красный Porsche 911 Carrera. И эти немцы достойны друг друга.
MTO Sport 2017 позаимствовал у старшего брата характерный нос фюзеляжа (с двумя выразительными фарами), выполненного из композитных материалов, что обеспечивает идеальный баланс веса, скорости и безопасности. Кстати, панели у кабины съемные, так что MTO Sport можно оперативно превратить в подобие ещё более ранней модели MTO Metla, которая обеспечивала максимальную обзорность для пилота не только вперёд и по сторонам, но и вниз. И эта возможность трансформации может быть актуальной при использовании автожира в поисково-спасательных операциях.
В движение новый MTO Sport 2017 приводится надёжным турбированным мотором Rotax 914 мощностью 115 л.с. Для такого лёгкого воздушного судна как автожир — это достаточная мощность, тем более, что предшественник оснащался только двигателем поскромнее — Rotax 912. К счастью, новый двигатель сохранил тип топлива — он заправляется обычным доступным бензином АИ-95.
Для упрощения эксплуатации и снижения стоимости владения внесены и другие доработки. Мачта несущего ротора теперь удобно складывается, а для перевозки автожира тягачом создано новое универсальное тягово-сцепное устройство. Впрочем, в условиях реальной эксплуатации (как правило, автожиры базируются на небольших аэродромах) тягач и не требуется. Выкатить автожир из ангара способен один человек. Да из без ангара можно обойтись: MTO Sport 2017 вполне поместится на базирование в просторный гараж. Российское авиационное законодательство такого не позволяет, но взлететь автожир мог бы с небольшого участка с твёрдым покрытием на загородном участке. Разбег удалось сократить за счёт предварительной раскрутки ротора до 320 об/мин. Совершать посадку под управлением опытного пилота автожир может практически без пробега, но это, правда, преимущество не только новой модели, а всего класса таких летательных аппаратов.
В новой модели повышены показатели эргономики: доступ в кабину для первого пилота и пассажира стал намного удобнее, как и посадка (за счет регулировки не только сиденья, но педалей). Двухцветные кожаные кресла нового MTO Sport — отдельная гордость. В них теперь присутствует не только настраиваемая поясничная поддержка, но и опция обогрев, актуальная для российского климата.
Какое-то время для заказа будут доступны обе модели: прежний MTO Sport и новый MTO Sport 2017. Увы, все инновации не могли оставить цену без изменений, поэтому новая модель будет дороже. Однако цена автожира по-прежнему сравнима с представительским седаном или внедорожником. И при этом «АвтоГиро Руссланд» усердно ищет пути для снижения стоимости. Очевидный шанс для этого — дальнейшая локализация производства. Сегодня компания на своей промплощадке в Авиацентре «Воскресенск» уже выполняет немало ответственных этапов: сборку, покраску, наладку, испытания и тесты на получение сертификата лётной годности. Сделаны первые шаги по импортозамещению отдельных компонентов — автожиры начали комплектовать отечественной навигационной системой Glance EFIS от другой российской компании Frontline Avionics. Но в приоритете остаётся качество, поэтому от немецкой основы своих воздушных машин «АвтоГиро Руссланд» уходить не планирует.
Компания проделала длинный путь: на протяжении 10 лет «АвтоГиро Руссланд» представляла на Авиасалонах автожиры марки AutoGyro, поэтому новая модель стала итогом целой эпохи. Презентацию провёл лично основатель и Глава компании — Руслан Устинов. Заказы на новую модель уже принимаются. Предыдущий MTO Sport разошелся по всему миру тиражом более 1000 экземпляров, что делает его одним из наиболее популярных серийных автожиров. Что ж, похоже у новой модели есть все шансы повторить такой успех, а может быть даже превзойти предшественника.