«Авиация и Спорт» о перспективах развития автожиров в России

Состояние и перспективы развития автожиров AutoGyro в России

Крайний номер журнала «Авиация и Спорт» опубликовал статью о состоянии и перспективах развития немецких автожиров AutoGyro в России.

За последние годы в мире наблюдается бум строительства автожиров (другое название – гиропланы или гирокоптеры). Поэтому и в России эти винтокрылые летательные аппараты по праву уверенно продолжают завоевывать свою нишу в области авиации общего назначения. Значительный вклад в популяризации этих машин в России вносит Компания «АвтоГиро Руссланд», поставляя на российский рынок весь модельный ряд автожиров, разработанных в Германии фирмой AutoGyro. При этом «АвтоГиро Руссланд» предоставляет полный спектр услуг во всех сферах деятельности автожирной техники – производство и продажа автожиров, обучение летного и инженерно-технического персонала, а также сервисное обслуживание и ремонт гиропланов.

К настоящему времени признанным мировым лидером в области автожиростроения является компания AutoGyro GmbH (Германия), которая является разработчиком и изготовителем широко известных моделей: MTO Sport, Calidus и Cavalon. Компания образована в 1999 году, расположена в аэропорту Хильдесхайм, 25 км юго-восточнее Ганновера. Персонал предприятия насчитывает более 100 специалистов. AutoGyro организовала первое в мире серийное производство гиропланов, за все время выпущено уже около 2000 винтокрылых машин. AutoGyro имеет сеть официальных дилеров в 35 странах мира, в том числе в России.

Немецкого производителя в России представляет Компания «АвтоГиро Руссланд», которая является официальным дистрибьютором автожиров европейского производства в России, Республике Беларусь и Казахстане. В Воскресенском районе Московской области развернута современная производственная инфраструктура, где организована лицензионная сборка западной авиационной техники. «АвтоГиро Руссланд» является единственным в России обладателем лицензии Минпромторга на осуществление производства и ремонта западных автожиров. Вся техника сертифицирована в полном соответствии с европейскими нормами летной годности, стандартами безопасности, надежности и охраны окружающей среды.

Особую роль в развитие автожирной техники в России вносит основатель и генеральный директор ООО «АвтоГиро Руссланд» Устинов Руслан Валентинович. В 1993 г. окончил Московский институт инженеров гражданской авиации. Сегодня он летчик со стажем, летает на самолетах Cessna, вертолетах Robinson, автожирах «МТО Спорт», «Калидус», «Кавалон», общий налет около 900 часов. В период учебы руководил студенческим КБ, принимал активное участие в постройке реплики самолета Р-5, разработке автожиров и планеров. Успешно реализованные в 90-е годы крупные бизнес-проекты позволили ему воплотить в жизнь свою главную мечту детства – конструировать, создавать и летать. В настоящее время Руслан Устинов вносит существенный вклад в развитие малой авиации России. В частности, им также был основан Авиационный центр в Воскресенске, который сегодня признан главнейшей российской летной школой пилотов на автожирах.

К настоящему времени Компания «АвтоГиро Руссланд» поставила на российский рынок более 70 моделей всего линейного ряда. Имеется положительный опыт эксплуатации немецкого «Калидус» в ФСО Российской Федерации. Уже в течение более двух лет успешно применяется автожир в ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Только за два года в этом сибирском регионе «Аэромобильный лабораторный комплекс Калидус» применялся более 140 раз для мониторинга обстановки, тренировочных полетов, тактико-специальных учений и поисково-спасательных работ. Оперативно были выявлены угрозы перехода природных пожаров на населенные пункты, задержаны более 40 нарушителей требований пожарной безопасности. В ходе мониторинга гидрологической, ледовой обстановки и прохождения ледохода своевременно обнаружено 8 заторных явлений, что позволило оперативно принять меры к их ликвидации и не допустить затопления населенных пунктов.

С высокой эффективностью также применяется немецкий «Калидус» и в интересах пограничного ведомства Белоруссии. Руководство Государственного пограничного комитета внедряет все больше инноваций, в связи с чем планирует поставить аналогичную авиационную технику в каждый погранотряд Белоруссии. Особый интерес к тематике автожиров проявляет и МЧС Армении. В частности, глава МЧС Республики Армения Ерицян Армен Генрихович посетил Авиацентр «Воскресенск» и лично испытал в воздухе автожир Cavalon.

С целью дальнейшей популяризации автожирной тематики в России Компания «АвтоГиро Руссланд» принимает активное участие в самых значимых мероприятиях малой авиации, участвует в выставках, устраивает демонстрационные полеты, занимается публикациями различных изданий авиационной направленности, реализовывает финансовые программы, позволяющие сделать автожир более доступным для любителей авиации.

Так, в Авиацентре «Воскресенск» был проведен профессиональный авиасалон малой и региональной авиации «Авиарегион-2014», в работе которого принял участие Губернатор Московской области Андрей Воробьёв. Особый интерес губернатор проявил к автожиру премиум-класса «Кавалон». Губернатор выразил свое удовлетворение по поводу комфортабельной кабины, стильного дизайна и возможностей этого гироплана. Он также подчеркнул заинтересованность в возможном использовании автожиров в интересах федеральных органов власти и народного хозяйства.

В рамках празднования Международного дня защиты детей в знаменитом Детском центре «Артек» прошла благотворительная акция. Компания «АвтоГиро Руссланд», при поддержке Первого канала, подарила «Артеку» прогулочный автожир «МТО Спорт». Гендиректор Р.В.Устинов в торжественной обстановке вручили руководству «Артека» Подарочный сертификат с пожеланиями успехов и счастья ребятам.

«АвтоГиро Руссланд» является постоянным участником крупнейшего международного авиасалона МАКС, а также выставки вертолетной индустрии HeliRussia, где демонстрируются мировые достижения всего спектра продукции и услуг винтокрылой индустрии – от проектирования и производства до эксплуатации вертолетов и автожиров. В 2015 году на выставке «Комплексная безопасность» впервые была представлена автожирная техника под брендом AutoGyro. Сегодня России нужны новые средства спасения, поэтому автожир нового поколения «Калидус» привлек большое внимание не только со стороны посетителей выставки, но и со стороны руководителей МЧС России.

Компания «АвтоГиро Руссланд» впервые в России издала книги об автожирах, которые позволяют сформировать системный подход к летной подготовке на профессиональном уровне, что, в свою очередь, закладывает основы безопасности полетов на автожирах. Безопасность полетов требует грамотного пилотирования, именно поэтому было решено издать в России две книги: «Настольная книга пилота автожира. Курс летной подготовки», а также «Полеты на автожире «нового поколения». Соавтором и издателем книг в России является Руслан Устинов.

В то время как российский дилер активно продвигает мировой автожирный бренд в России, немецкий авиационный производитель AutoGyro целеустремлённо продолжает укреплять свой статус мирового лидера в области производства самых надежных и безопасных автожиров нового поколения. В начале текущего года менеджмент германской компании приступил к реализации вновь принятой революционной концепции. Главная цель – сформировать новую философию – понятие автожира по всему миру должно ассоциироваться только с брендом AutoGyro. На этом пути немцами уже реализованы первые существенные прорывные технические решения. В частности, весной с.г. на ежегодной выставке AERO 2015 впервые в мировой истории был представлен профессиональный автожир «Cavalon Pro», что означает Cavalon Professional. Новый коммерческий гироплан теперь позволяет выполнять полеты по приборам в ночное время суток. Это стало возможным благодаря проведённым доработкам. Компоновка приборной панели включает аналоговые и электронные приборы, необходимые для выполнения приборных и ночных полетов в полном соответствии с требованиями международного авиационного законодательства. Производитель AutoGyro уже получил Сертификат типа на первый в мире коммерческий автожир «Cavalon Pro».

Кроме этого, лучшие немецкие авиаконструкторы AutoGyro уже завершают сертификационные испытания новейшего авиационного двигателя собственного производства. Линейка двухцилиндровых моторов будет представлена тремя моделями различной мощности – 105, 125 и 150 л.с. Новый двигатель заменит австрийские ROTAX 912/914 (100 и 115 л.с.). Двигатель AutoGyro предназначен для установки не только на автожиры собственного изготовления, но и для оснащения других летательных аппаратов класса легкой и сверхлегкой малой авиации. Запуск серийного производства двигателя запланирован уже на осень 2015 г. Стоимость двигателя AutoGyro будет на 30% ниже цены аналогичного ROTAX и легче на 15-20 кг.

Росту популярности немецких автожиров в России объективно способствуют их очевидные конкурентные преимущества перед самолетной и вертолетной техникой аналогичного класса, беспилотными летательными аппаратами и мотодельтапланами. Одно из главнейших достоинств автожира – это высокий уровень безопасности. При выключении (отказе) двигателя в полете автожир не упадет камнем, а сохранит возможность управляемой посадки и будет планировать за счет авторотации несущего винта (другое название – ротор), который постоянно находится в режиме самовращения за счет набегающего потока воздуха. Этому летательному аппарату не страшна потеря скорости, он не сваливается «на крыло», не переходит в штопор, а при нулевой скорости автожир начинает снижаться подобно парашюту. Гиропланы в меньшей степени чувствительны к турбулентности, они не боятся порывов ветра до 20 м/с и уверенно себя чувствуют на взлете/посадке с боковым ветром до 15 м/с. Конструкция автожиров позволяет их эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок, им требуется относительно короткая дистанция для взлета (до 120 м), а садиться способны «в точку» без пробега. Гирокоптер очень прост в управлении, при этом прощает гораздо больше ошибок в управлении, чем вертолет или самолет. Для большинства поклонников авторотирующего полета научиться летать на автожире – это не сложнее, чем научиться водить машину. Первоначальная летная подготовка «с нуля» занимает порядка трех недель, для чего требуется налетать всего лишь 25 часов. Малые габариты и масса автожира позволяют хранить его на дачном участке в самом обычном гараже, а в случае необходимости перевозить его на автомобильном прицепе.

При этом экономические показатели эксплуатации немецкой авиационной техники на порядок выгоднее затрат, связанных с полетами вертолетов. К примеру, автожир «Калидус» использует автомобильный бензин Аи-95, расход 14 л на 100 км, а себестоимость одного летного часа составляет порядка 2500 рублей. Затраты на регламентное техническое обслуживание автожира составляют около 55 000 рублей в год. Поэтому, в силу своей высокой рентабельности, «Калидус» способен эффективно заменить дорогостоящие вертолеты при решении широкого спектра задач.

Сегодняшние российские экономические условия по понятным причинам внесли корректировки в операционную деятельность «АвтоГиро Руссланд». Ранее производственные планы компании предусматривали увеличение объемов производства и продаж автожиров с двух до трех машин в месяц. События на Украине и обвал курса рубля резко снизили потребительский спрос в целом. В таких условиях в компании были приняты антикризисные меры. Один из главных акцентов сейчас делается на увеличение поставок автожиров в государственный сектор, как в местные органы самоуправления, так и в оперативные подразделения различных министерств и ведомств. Именно на этом направлении эксперты прогнозируют увеличение продаж, поскольку гиропланы AutoGyro позволяют существенно снизить материальные и финансовые затраты, а также повысить эффективность авиационного обеспечения деятельности государственных структур России.