Во Франции сверхлегкие летательные аппараты (автожиры) уже используются некоторыми организациями. Для наблюдения за железнодорожными линиями с целью предотвращения кражи металла или осмотра инфраструктуры.
Преимущество автожиров заключается в более низкой стоимости эксплуатации по сравнению с вертолетом, а также способности летать на малой высоте и с малой скоростью, что позволяет вести детальное наблюдение.
Во Франции автожиры уже проходили испытания в оперативных миссиях жандармерии. Хотя Национальная жандармерия имеет собственные Воздушные силы (FAGN), оснащенные вертолетами и дронами для сложных миссий, автожир может рассматриваться для определенных задач наблюдения, поиска или наведения наземных групп.
Для полетов на автожире можно пройти начальную подготовку и получить опыт полетов на автожире.

Автожиры являются важным инструментами для выполнения воздушных работ в целом, включая наблюдение за линейными объектами (железные дороги, трубопроводы, линии электропередач) и помощь правоохранительным органам, благодаря своей гибкости и стоимости. Они уже частично используются в этих сферах.
Это очень актуальный вопрос, касающийся как регулирования, так и практической организации авиационных работ.
Можно привлекать частных пилотов автожиров для коммерческих полётов.
Вот ключевые моменты, которые следует учитывать:
- Свидетельство пилота автожира разрешает владельцу выполнять работу за вознаграждение, не имея при этом статуса классического профессионального пилота (в отличие от большой авиации).
- Для любой коммерческой деятельности по авиационным работам (например, наблюдение, аэрофотосъемка и т.д.) пилот автожира должен иметь Декларацию об Уровне Квалификации (DNC), соответствующую планируемой деятельности, и подать Руководство по Особым Работам (MAP) в Генеральную дирекцию гражданской авиации (DGAC).
- Сам аппарат должен быть зарегистрирован для этого конкретного использования.
Статус частного пилота автожира для этих миссий:
- Пилот, который изначально является «частным» или «любителем» и желает выполнять миссии для коммерческой деятельности или жандармерии (даже по субподряду), должен соблюдать правила выполнения авиационных работ и получить необходимые разрешения для осуществления этой деятельности на возмездной основе.
- Часто эти услуги предлагают малые предприятия, ассоциации или независимые пилоты, создавшие свою структуру, со своими собственными автожирами, а не просто незарегистрированные пилоты-любители.
- Сеть аэродромов действительно является важным преимуществом для гибкости и оперативности, позволяя быстро мобилизовать средства на обширной территории.
В случае коммерческой деятельности и жандармерии:
- Обычно привлекают специализированных подрядчиков по авиационным работам, которые используют автожиры (часто автожиры из-за их устойчивости на малых скоростях), вертолеты или дроны. Эти подрядчики соблюдают правила выполнения авиационных работ.
- Использование автожиров жандармерией документировано, но часто это либо тесты, либо использование своими обученными сотрудниками (которые могут иметь опыт полетов на автожирах), либо обращение к подрядчикам.
- Для государственных миссий процедуры госзакупок и требования безопасности очень строгие, что благоприятствует структурированным компаниям.
Таким образом, частные пилоты автожиров, базирующиеся на многочисленных аэродромах, могут быть привлечены к работам. Однако для этих задач наблюдения они должны работать в рамках строгих профессиональных и нормативных требований, преобразуя свой статус из «частного пилота-любителя» в «поставщика услуг по авиационным работам на автожирах». Их географическое распределение является несомненным преимуществом для охвата большой части территории.
